цікаве ⪼

Іслам - святині

В своей классической форме хадисы имели две части - указание цепочки лиц, передающих свидетельство ("isnad"), и основное содержание передачи ("matn") - непосредственное изложение событий из жизни пророка, а также некоторых его ближайших сподвижников. Отдельные, бывшие в обиходе усные и писанные хадисы часто содержали довольно противоречивые и сомнительные заявления, а посему, еще в средние века, возникла особая богословская наука, изучавшая непротиворечие и аутентичность хадисов, а также достоверность передачи. В рамках таких исследований значение уделялось личности каждого, кто имел отношение к передаче (по цепочке, указываемой в хадисе), взешивались все аргументы, свидетельствующие о достоверности таких свидетельств, вплоть до психического здоровья передающего. Многие хадисы отсеивались и стали считаться недостоверными или "слабыми", в то время как другие - проверенные и отобранные, включались авторитетными учеными-хадисоведами в письменные сборники, которые со временем становились наиболее распространенными.

Словник суфійських термінів

adab

этикет, правила поведения; в суфизме, способ правильного действия, духовный этикет Пути.

ahadiyya

неделимое единство Аллаха, известное лишь Ему и тем, кто не есть отличным от Него.

asma` ilahiyya

священные имена, как сказано в Коране 20:8: "Его наиболее прекрасные Имена". Священные имена подразделяются на Имена Сущности, выражающие чистую трансцендентность, и Имена Атрибутов, выражающие священные качества и действия.

ayn

око, но также и "самость"; в выражении "ayn al-yaqin" - видение ясности, что охватывает как искомое знание, так и видение "реальности" знания.

baqa`

установление всех праведных качеств в человеке; вечная бытийность; "baqa`" - начало дороги к Богу (см. также "fana`").

barzakh

промежуток; любое промежуточное состояние между двумя уровнями существования, особенно как пограничный мир тонких форм между физическим и духовными мирами.

dhikr

вспоминание, упоминание; сосредоточенность в Аллахе посредством призыва Его Имен.

fana`

полное исчезновение плохих качеств в человеке, их искоренение в результате внутренней работы; как сказано в Коране 55:26-27: "Все на ней [земле] смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием."; "fana`" - завершение дороги к Богу (см. также "baqa`").

ghayba

неприсутствие; состояние неосознавания физического мира. Такое неприсутствие в мире предполагает присутствие в "чем-то другом".

hadra

присутствие; тот или иной способ, уровень Духовного Присутствия. Существует пять основных hadarat: "hadrat ul-ghayb il-mutlaq" - абсолютная неманифестация, отражающаяся в вечных сущностях; "hadrat ul-ghayb il-mudaf" - относительная неманифестация, отраженная во вселенной духов; "hadrat ul-mithal" - относительная манифестация, отраженная в мире тонких форм; "hadrat ul-mushahadat il-mutlaqa" - абсолютная манифестация, отраженная в физическом мире; "hadrat ul-jami`a" - присутствие всех уровней, что есть природой Аллаха, и тех, кто не есть отличным от Него.

hafira

начало; первоначальное состояние. См. Коран 79:10: "Они говорят: "Неужели мы вернемся в прежнее состояние (hafira) после того, как станем истлевшими костями?!"

haqq

истина, реальность; Духовная Реальность, не тождественная с Творением, физической реальностью (см. также "khalq").

hal

духовное состояние, наполняющее сердце. "Hal" входит в сердце как великий дар Аллаха. Такое состояние не может быть приобретено в результате усилия, желания или призывания. Оно появляется неожиданно и также неожиданно исчезает.

himma

решимость, выбор, устремление; в суфизме - духовная воля, сосредоточенная энергия устремления сердца.

huwiyya

производное от местоимения "huwa" - "Он": неописуемая Божественная Личность; Бог-в-Себе, выходящий за пределы качеств или описаний.

`ilm

знание; "`ilm" - пламя в сердце ищущего, посредством которого он находит дорогу к Богу, Божественной работе и Божьему замыслу. "`ilm" - особая склонность человеческого существа, не относящаяся ни к чувственному восприятию, ни к умственному процессу. Человеческий интеллект способен различать добро и зло. Интеллектом, способным различать добро и зло этого мира, обладают как верующие, так и неверующие. Интеллектом, способным различать добро и зло последующего мира (посмертного), обладают лишь верующие. "`ilm" присущ лишь верующим, - "`ilm" и настоящий интеллект необходимы друг для друга. Знание ясности, "`ilm al-yaqin" - слышать, что пламя существует. Видение ясности, "`ayn al-yaqin" - видеть его самому. Но реальность ясности, "haqq al-yaqin" - пламенем быть.

istihlak

исчезновение; согласно суфийских источников, - состояние, описываемое как Божественное Присутствие, в котором любая множественность сознавания (в том числе сознавание множественности священных Божественных Имен) разрушена; "istihlak" - состояние, являющееся дальнейшей реализацией fana`.

ithbat

подтверждение; здесь, утверждение того, что предопределено Господом (см. также "mahw").

khala`

пустота; состояние вселенной до начала Творения.

khalq

Творение; сотворенный, относительный мир, в отличие от абсолютной реальности (см. "haqq").

khalq-jadid

возобновляемое Творение; как сказано в Коране 50:14: "Они пребывают в иллюзии нового творения." Согласно суфийских источников, "khalq-jadid" - цикличное разрушение и новое творение мира, являющиеся бесконечной манифестацией Аллаха.

khalwa

отход; состояние полной "заброшенности" в устремлении к Божественному Присутствию. Человек, совершающий "khalwa", похож на мертвеца, - как первый шаг к устранению разделенного существования, он погружается в уединение, полностью обрывая все внешние связи с миром, и постоянно повторяет Имя Аллаха. У одного суфия-аскета спросили - "Ты монах?" Он ответил: "Я сторож собак, удостоверяющийся, что они не кусают людей, - так что люди могут жить в мире и безопасности. Я запер собак своего эго ("nafs"), и теперь охраняю их."

lawa`ih

внешний вид, признаки, схожесть. Состояние, если не является устойчивым, является "lawa`ih" - т.е. нестабильное, отдельное. Случайно возникающие проблески озарения или просветления является "lawa`ih". Как сказал поэт: "О молния, какую же часть рая освещаешь ты сейчас?"

lawa`ih lawhiyya

"знаки на поверхности" или "внешнее явление Скрижали"; см. "sarir al-rahmaniyya".

mahq

стирание; устойчивое состояние, в котором не видны признаки самости, отделенности. Это состояние является дальнейшим развитием "mahw", в котором некоторые следы самости еще остаются. "Mahq" - состояние манифестации личности Аллаха и такое состояние не принадлежит этому миру.

mahq al-mahq

стирание стирания; сокрытие состояния "mahq", производимое Аллахом; человек "mahq al-mahq" может быть явлен в этом мире.

mahw

устранение привязанностей (привычных атрибутов); связано с "ithbat", как состояние, вытекающее из служения. "Mahw" означает исправление ошибок видимого я, устранение неосознанности из сердца, а также склонности реагировать прежде всего на другие я, а не на Аллаха, из души. "Mahw" - то, что Бог своей волей скрывает и устраняет, в то время как "ithbat" - внешнее, то что Он проявляет и делает видимым. Когда человек прекращает действие привязанностей и заменяет их атрибутами, состояниями, подарками, полученными им в процессе служения Аллаху, - он имеет качества "mahw" и "ithbat".

makr

замысел, хитрость. Посредством "makr" Аллах испытывает человечество в целом и отдельных людей - может дать человеку дар знания, но лишить его возможности действовать, или дать возможность практиковать человеку, который не имеет в себе необходимой честности и искренности. Бесцельное явление чудес, знаков, которые вводят в заблуждение неподготовленного ученика - проявление "makr" (настоящий суфий очень осторожен в оценке и интерпретации "божьих знаков"). "Makr" может также означать неискренность и нечестность практикующего, его попытку "перехитрить" Аллаха, прилагая интеллектуальные силы с нарушением "adab".

maqam

духовная "остановка", добытая и усвоенная усердием и искренностью ученика по милости Аллаха. Такая "остановка" - фиксированное свойство (набор качеств, умений) я, в противоположность текучей природе духовного состояния (см. "hal"). Когда человек достигает более высокого "maqam" он не утрачивает прежние "остановки", скорее "путешествует" с ними, как с "багажом".

mahq al-mahq

стирание стирания; сокрытие состояния mahq, производимое Аллахом; человек "mahq al-mahq" может быть явлен в этом мире.

mardudun

те, кто послан назад; суфийский термин для обозначения тех, кто, обретя Божественное Присутствие, возвращены Им в Его творение. Будучи равными в возможности созерцания, они все же считаются превосходящими тех, кто остается только в созерцании (см. "mustahlikun").

mawatin

сферы; термин для обозначения тонких основ или "слоев" для всего созданного бытия. Таких сфер шесть: пред-Творение, физический мир, мир тонких форм, мир духовного бытия, Ад/Рай, а также место Божественного Видения "вне рая".

mustahlikun

те, кто растворены в созерцании Божьего Единства, с отказом от возможности восприятия Его манифестаций в множественности (см. "istihlak"). Достижение такого состояния - высочайшая духовная заслуга, также как и состояние тех, кто способен к реализации обоих аспектов (т.е. и созерцания, и восприятия манифестаций - см. "mardudun").

al-nafas al-rahmani

Дыхание сострадания; Божественное милосердие, "выдыхающее" бытие физического мира.

nafs

личность как "личина", эго, подчиненная страстям суть; говорят, что нет пути к Богу, кроме как через Бога, и для путника нет никакой преграды, кроме своего собственного эгоизма.

al-Nuni

то что имеет очертания, подобные арабской букве "nun"; имя ангела, персонифицирующего Первый Интеллект в его пассивном аспекте, как контейнер всего знания.

nur

Божественный, чистый, духовный, свет, не имеющий физического образа или формы, служащий "носителем" Божественной манифестации. В Коране "nur" — это и сам Аллах ("Свет небес и земли") (24:35), и ниспосланный Им через пророка Мухаммада Свет Откровения (61:8—9; 64:8).

qabd

сокращение, закрытие; в отличие от "закрытия", как психологической реакции личности на насилие или подобные угрозы, "qabd" свидетельствует о "продуктивном" уплотнении "внутреннего", посредством сокращения и отбрасывания ненужной "поверхности" личности, эгоизма. Такое уплотнение, вызванное естественными испытаниями и лишениями, которым человек подвергается исключительно по воле Аллаха, приводит к прочному удержанию сознания в моменте "сейчас". Как стадия духовного пути, "qabd" достигается после преодоления страха перед будущим ("khawf") и надежды о будущем ("raja`"), реализуя вместе с тем и "bast", - внутреннее расширение духовного, состояние Раскрытия в настоящем моменте, Единения с Аллахом.

al-Qalam

письменная трость, название 68 суры Корана; также коранический термин для обозначения изначального, всеобъемлющего, активного Божественного сознания. Согласно Ибн Араби, "al-Qalam" - Первый Интеллект.

qutb

ось, точка опоры; наивысшее состояние в суфийской иерархии святых. "Qutb" является высшей персонификацией Божьего Присутствия в физическом мире в определенную историческую эпоху и в пределах определенной духовной традиции.

al-Rabb

Божественное Имя, Владыка; al-Rabb - аспект, предполагающий заботу, руководство над чем-то ради развития. Согласно Ибн Араби, это имя управляет "Облаком" ("al`ama"), - первичной сущностью, внутри которой формируются все условия.

al-Rahman

Божественное Имя, Милосердный; милосердие, связанное с этим Именем, заключает в себе всю вселенную, - посредством этого милосердия вселенная и была создана. Это имя, также управляет Милосердным Престолом (см. "sarir al-rahmaniyya").

riyada

тренировка характера с помощью аскетических практик.

sarir al-rahmaniyya

Милосердный Престол, другое название Хранимая Скрижаль, - Душа вселенной. Заключает в себе судьбы всего и всех, в том числе людей, является источником всякого знания вообще.

shahwa

страсть, влечение, физическая зависимость. Для преодоления shahwa используются аскетические практики.

shaykh

учитель, духовный лидер, буквально "старец". Титул учителя в суфизме (то же, что "sheikh").

sura

форма, - как физическая, так и тонкая.

taklif

обет человеческого существа избрать служение Господу.

tawali`

восходящие звезды. По мере духовного продвижения они указывают путь ученику (lawa`ih). tawali` - первые подсказки о Божественных Именах, освещающие ученика и проявляющие лучшие качества его характера.

tawhid

утверждение Единства Бога, выражаемое фразой "La ilaha ila `llah".

`ubudiyya

добродетель Божьего слуги; считается, что Пророк достиг совершенства в `ubudiyya.

waqif

Тот, кто останавливается. Ибн Араби этим термином называет искателя, достигшего искомое, - как тот, который затем остается в созерцании (см. "mustahlikun"), так и тот, который возвращается в мир (см. "mardudun").

waqt

момент; в суфизме промежуток, эпизод реального осознанного существования, вспоминания Аллаха.

watan

Домашняя земля, от того же корня что и "mawatin"; сфера.

ЗАВАНТАЖИТИ ЕЛЕКТРОННІ КНИГИ:

цитата ⪼

"Погляд щирих сповнений світлом (nūr) Аллаха. Погляд віруючих сповнений знанням (`ilm) і проникливістю (basira), дарованих Аллахом саме їм."

Ібн Арабі, "Подорож до Володаря Сили"

Free Web Hosting